Банковские власти Европы ищут "резервы" для борьбы с обанкротившимися кредитными учреждениями
Европейская комиссия по резолюции банков стремится получить дополнительные "ресурсы" для борьбы с кризисными ситуациями, связанными с обрушением кредитных организаций. Председатель Доминик Лабуреи призывает политиков "вернуться к чертежной доске" и пересмотреть подход к ликвидации банков после последних неудач, которые показали необходимость быстрого и решительного действия в кризисе.
Крах Silicon Valley Bank в марте побудил США применить чрезвычайные полномочия, чтобы гарантировать немедленное полное возмещение всех депозитов. Через неделю Сбербанк Швейцарии был объединен с UBS с помощью предложения Швейцарского национального банка об обеспечении миллиардами евро гарантированного финансирования для объединенной структуры.
В четверг Швейцарский национальный банк призвал пересмотреть банковские регуляции, предупредив, что существующие глобальные правила о капитале и ликвидности являются недостаточными. Банк Англии также рассматривает возможность пересмотра своей системы разрешения проблем у меньших банков и системы страхования депозитов в связи с кризисом.
В Европе уже идет работа над модернизацией рамочного механизма управления кризисами, чтобы снизить потенциальные убытки для налогоплательщиков и вкладчиков. Однако Доминик Лабуреи, председатель Единого резолюционного органа, отметил, что хотя этот пакет является "хорошим шагом в правильном направлении", еще многое предстоит сделать.
"Нам нужно, чтобы политики вернулись к чертежной доске в вопросе финансирования при ликвидации", - сказал Лабуреи, чья организация ответственна за безопасное закрытие крупных или системных банков в еврозоне, которых насчитывается 115.
"Если мы столкнемся с решением о ликвидации в выходные... мы не сможем просто попросить центральный банк предоставить линию ликвидности с гарантией правительства. В европейском контексте это невозможно", - добавил он.
Предоставление ликвидности неплатежеспособному банку является одним из ключевых инструментов для поддержания доверия вкладчиков и снижения риска бегства вкладов путем обеспечения клиентам возможности снять свои деньги по желанию.
"Идея заключается в увеличении нашего "ресурса", потому что мы считаем, что в исключительных обстоятельствах было бы лучше иметь некоторое дополнительное решение в области ликвидности", - сказал Лабуреи, подчеркивая, что "в большинстве случаев у нас уже есть достаточные ресурсы".
Единственный резолюционный орган, один из основных элементов плана ЕС по созданию банковского союза между государствами-членами, хочет, чтобы Европейский центральный банк согласился финансировать банки в процессе ликвидации, возможно, поддерживаемый гарантией от правительства ЕС. В настоящее время Единственный резолюционный орган может получать доступ к линиям финансирования через Единый фонд резолюции и Европейский стабилизационный механизм.
"Нам нужна рамка, которая даст нам инструменты для действия, не делая процесс принятия решений слишком сложным с точки зрения актеров и подтверждений, чтобы мы не могли принять решение", - сказал Лабуреи. "Если это слишком сложно, это не сработает".
Лабуреи сказал, что его предложенное решение потребует "ясной межинституциональной поддержки" со стороны государств-членов ЕС, ЕЦБ и органов резолюции.
Он сказал, что ожидает "реалистичной" поддержки ЕЦБ для этой меры, поскольку он уже предоставлял кредиты для ликвидности банкам, находящимся в трудностях. Новые линии не обязательно будут использованы, но их наличие повысит доверие: "Это способ показать, что если есть потребность в финансовой поддержке, мы здесь".
ЕЦБ отказался комментировать, но в 2018 году его тогдашний вице-президент Витор Констансиу призвал к такой мере, указав на необходимость наличия ликвидности в еврозоне для банков в процессе ликвидации, что подтвердило обрушение Banco Popular в предыдущем году.
Лабуреи также заявил, что ущерб на рынке облигаций банков условно-конвертируемого долга (Additional Tier 1) - AT1s - не так велик, как опасались, после того, как швейцарские власти отменили 17 млрд долларов AT1s Credit Suisse, не уничтожив при этом акционеров банка.
"Реальность заключается в том, что рынок AT1 во всем мире не разрушен принятыми решениями [швейцарцев]", - сказал председатель Единственного резолюционного органа, добавив, что действия Швейцарии "абсолютно" сохраняют мировую финансовую стабильность.