Франция расстилает красный ковер для заводов по производству аккумуляторов для электромобилей
В июле прошлого года, в роскошном бальном зале Версальского дворца, глава тайваньской компании ProLogium взял пару ножниц и разрезал на две половины твердотельный аккумулятор размером с кредитную карту. Небольшая лампочка, которую он питал, продолжала светиться.
По словам двух источников, присутствовавших на встрече, Макрон был поражен демонстрацией безопасности и долговечности технологии нового поколения, которую многие автопроизводители надеются использовать в электромобилях (ЭМ). «Мы сделаем вашу жизнь проще и поможем вам разместиться здесь», - сказал он главному исполнительному директору ProLogium Винсенту Яну.
Через десять месяцев Макрон и Ян стояли рядом в Дюнкерке, чтобы объявить о том, что ProLogium выбрала этот северный французский порт вместо мест в Германии и Нидерландах для своего первого гигафабрики аккумуляторов для ЭМ за пределами Тайваня.
Это одна из четырех гигафабрик, на создание которых Макрон надеется превратить бедную, бывшую угольную шахтерскую зону вблизи Бельгии в центр индустрии аккумуляторов для ЭМ, создавая рабочие места и помогая Франции занять ведущую позицию в энергетическом переходе Европы.
Это не произошло случайно. Интервью с 10 государственными чиновниками и руководителями, принимавшими решения об инвестициях, показывают, что Франция приветствовала производителей аккумуляторов, предлагая щедрые субсидии благодаря ослаблению правил ЕС о государственной поддержке проектов зеленой энергии, а также благодаря личным лоббированиям Макрона.
Люди говорят, что изменения, произошедшие с тех пор, как Макрон стал президентом в 2017 году, такие как сокращение налога на прибыль предприятий, меры, упрощающие найм и увольнение, и снижение налога на производство на основе размера заводов, также сыграли свою роль в принятии решений.
Кроме ProLogium, в том же регионе создают гигафабрики и компании China's Envision AESC, Verkor и консорциум ACC, включающий Mercedes и Stellantis - и по словам официальных лиц, Франция также соблазняет китайского гиганта ЭМ BYD и Tesla на создание автомобильных заводов. «Результаты не падают с неба», - сказал Макрон в Дюнкерке. «Это в рамках того, что мы делаем уже шесть лет. Франция приспосабливается к миру».
Гонка внутри Европы
Автопроизводители гонятся, чтобы оставаться впереди конкурентов, производя более чистые автомобили, обеспечивая больший контроль над своими цепочками поставок и размещая заводы по производству аккумуляторов для ЭМ - отрасли, где доминируют китайские, южнокорейские и японские фирмы - ближе к своим производственным площадкам.
В то же время европейские правительства беспокоятся, что 430-миллиардный долларовый Закон об снижении инфляции (IRA) США, включающий большие налоговые льготы для сокращения выбросов и одновременного увеличения производства на внутреннем рынке, отклонит инвестиции в США в ущерб Европе.
Именно поэтому Франция представляет превращение своего ранее индустриализованного севера в центр гигафабрик как победу европейского экономического и промышленного суверенитета перед жесткой конкуренцией со стороны США и Китая.
Но активизм Макрона также подчеркивает растущую ривальность между европейскими правительствами в борьбе за привлечение крупных инвестиций от автопроизводителей и их поставщиков.
«Президент борется за Европу всякий раз, когда это возможно. Но это также гонка внутри Европы», - сказал французский дипломат, знакомый с мыслями Макрона, отказавшийся назвать свое имя.
Сделав сделку с ProLogium и открыв завод ACC в прошлом месяце, Макрон также надеется показать недовольной общественности, что его реформы, ориентированные на бизнес, приносят результаты и изменить ход обсуждений, которые продолжались несколько месяцев из-за его решения повысить пенсионный возраст.
Однако на данный момент Франция значительно отстает от Германии в привлечении производителей аккумуляторов.
Включая гигафабрику ProLogium на 48 ГВт-ч, у нее запланировано или уже существует 169 ГВт-ч, что значительно меньше, чем в Германии - 545 ГВт-ч и Венгрии - 215 ГВт-ч, согласно данным проектов, подготовленным Гейнером Хаймесом, ученым, специализирующимся на производстве аккумуляторов в RWTH Aachen University в Германии.
Догоняя отставание
Однако Франция догоняет, частично благодаря щедрости в предоставлении финансирования проектам вперед.
Чтобы заполучить гигафабрику твердотельных аккумуляторов ProLogium, ожидаемую общими инвестициями 5,2 миллиарда евро и созданием 3000 рабочих мест со временем, Франция предложила поощрения на сумму более 1 миллиарда евро ($1,1 миллиарда), сообщил источник, знакомый с сделкой, агентству Reuters.
Французские чиновники и руководители ProLogium отказались прокомментировать уровень поддержки, поскольку еще ожидается одобрение Европейской комиссии, и окончательная сумма может отличаться.
Для завода ACC (Automotive Cells Company), открытого за 2,3 миллиарда евро - производителя аккумуляторов, включающего франко-итальянского автопроизводителя Stellantis, немецкого конкурента Mercedes и французскую энергетическую компанию TotalEnergies, Франция предоставила около 840 миллионов евро в виде субсидий, включая финансирование исследований и разработок, сообщило министерство финансов.
ACC планирует построить два аналогичных завода в Германии и Италии с помощью 437 и 370 миллионов евро государственных средств соответственно, согласно данным немецкого и итальянского правительств.
Исполнительный директор Mercedes-Benz Group Ола Келлениус сказал, что компания принимает региональный подход, чтобы обеспечить производство аккумуляторов для ЭМ рядом с автомобильными заводами по всему миру, поэтому наличие гигафабрик в Европе неизбежно.
«Теперь, когда у вас есть дополнительные экономические стимулы, это нечто, что вы должны учесть в своих деловых расчетах, в этом нет сомнений», - сказал он.
Чтобы предложить общественную поддержку, которую Франция использует для привлечения производителей аккумуляторов, Макрон лоббировал Брюссель, чтобы позволить государствам-членам ЕС предлагать такие же субсидии, какие США предлагают отрасли ЭМ в рамках IRA.
В феврале ЕС согласился смягчить правила государственной помощи, что открыло путь для Франции представить пакет налоговых льгот "зеленый налоговый кредит", который может составлять до 40% от капиталовложений компании в ветряные, солнечные, тепловые насосы и аккумуляторные проекты.
«Обычный уровень поддержки крупных промышленных компаний составляет около 10-15%. Здесь он выше обычного », - сказал Марк Мортье, глава французской автомобильной ассоциации PFA. «Мы сейчас находимся на уровне поддержки, соответствующем уровню США IRA».
Очаровательный человек
Ксавье Бертран, глава региона, в котором развивается гигафабричный хаб, сказал, что они могут ускорить проекты в два раза быстрее, чем другие французские регионы, так как получают все необходимые разрешения параллельно, а не одно за другим.
Франция также предлагает денежное поощрение в размере до 5000 евро для покупателей новых электромобилей, при условии, что производители соответствуют жестким нормам низкоуглеродной энергетики, фактически исключая многих международных автопроизводителей, использующих более загрязнительные источники энергии.
Однако IRA почти сорвал инвестиции ProLogium во Франции, сказал один из советников французского президента агентству Reuters.
В апреле этого года советники Макрона и ProLogium провели критическую встречу в Париже после того, как компания заявила, что нуждается в «небольшой дополнительной» поддержке, чтобы убедить свой совет директоров вложить деньги во Францию.
По словам советника, сделкой стало обещание Макрона присутствовать на церемонии подписания лично и дать ProLogium публичный рекламный толчок.
«Макрон - очаровательный человек», - сказал Ян из ProLogium, когда ему задали вопрос о французской версии событий. Однако он добавил, что важность дешевой электроэнергии от соседней атомной электростанции Гравелин была не меньше, если не больше.
Французские чиновники говорят, что гигафабрики - это всего лишь один пример страны, которая начинает открывать заводы на своей территории после двух десятилетий перемещения производства на более дешевые площадки - благодаря реформам, проводимым правительством.
Однако некоторые оппозиционные политики говорят, что Макрон просто подвергает Францию воле компаний, которые играют правительствами друг с другом, чтобы выиграть больше государственных денег.
«В Дюнкерке есть китайские и тайваньские инвесторы», - сказал Фабьен Руссель, глава французской коммунистической партии. «Эти акционеры могут отказаться от инвестиций по ряду причин. Что будет, если государство не имеет гарантий или доли в бизнесе?»