Брюссель призывает Великобританию присоединиться к торговому соглашению после Brexit
Торговые эксперты предупреждают, что членство Великобритании в конвенции Пан-Евро-Средиземноморье не является "мгновенным решением".
Вместо попытки отсрочить введение тарифов после Brexit, Великобритании следует присоединиться к паневропейскому соглашению о торговле товарами, чтобы ограничить ущерб, наносимый ее автомобильной промышленности, считают высокопоставленные чиновники в Брюсселе.
С января следующего года электромобили, доставляемые между Великобританией и ЕС, должны иметь не менее 45% деталей, произведенных в этих двух регионах, или иначе подвергнуться 10% тарифам в соответствии с "правилами происхождения", установленными в их послебрекситовском торговом соглашении.
Для батарей этот показатель составляет 60%, что является особенно проблематичным, так как Великобритания и ЕС до сих пор импортируют многие из них из Китая, Южной Кореи или Японии.
Лондон хочет, чтобы ЕС отложил введение пошлины до 2027 года. Этот шаг поддерживают автопроизводители в Великобритании и ЕС, которые предупреждают, что они не смогут соблюсти "правила происхождения" с января следующего года из-за отсутствия производства батарей в Европе.
Однако двое высокопоставленных чиновников в Брюсселе заявили, что они вместо этого поощрят Великобританию присоединиться к существующему соглашению среди более чем 20 европейских, ближневосточных и североафриканских стран, которое считает товары, собранные в одной стране из деталей, произведенных в другой стране-участнице, как товары, происходящие из экспортирующей страны, тем самым избегая тарифов и квот.
"Простой способ решить эту проблему - это присоединиться Великобритании к конвенции Пан-Евро-Средиземноморье", - сказал один из них, ссылаясь на "согласованные правила о торговле". После выхода из ЕС Великобритания решила не присоединяться к PEM.
Европейская комиссия отвергла идею продления существующего тарифного исключения для Великобритании. "Если вы пойдете по этому пути [продления], мы никогда не сможем построить собственную цепочку поставок аккумуляторов в Европе, потому что [компании] заключат долгосрочные сделки с поставщиками из Китая", - сказал Марош Шефчович, отвечающий за отношения с Великобританией вице-президент Европейской комиссии.
Льготы для электромобилей были согласованы в рамках послебрекситовского соглашения о торговле и сотрудничестве Великобритании с ЕС, чтобы развить начинающиеся отрасли производства аккумуляторов по обе стороны Ла-Манша.
Комиссия видит предстоящее изменение правил происхождения как рычаг, чтобы побудить автопроизводителей ЕС инвестировать в производство аккумуляторов в регионе, частично за счет отрасли Великобритании, которая испытывает трудности в привлечении инвестиций в этот сектор.
Членство Великобритании в PEM может в долгосрочной перспективе помочь автопроизводителям Европы, поскольку страны-участницы, такие как Норвегия и Турция, развивают отечественное производство аккумуляторов для электромобилей. Однако торговые эксперты предупреждают, что в краткосрочной перспективе это мало что изменит в отношении тарифов между Великобританией и ЕС из-за необходимости импортировать батареи из Азии.
"Членство в PEM может помочь в некоторых областях, но это не является мгновенным решением", - сказал Сэм Лоу, торговый эксперт из консалтинговой фирмы Flint Global. "Членство в PEM не решает основную проблему на данный момент для автопроизводителей Великобритании и ЕС, заключающуюся в необходимости импортировать аккумуляторы из Азии, которая не является участницей PEM", - добавил он.
Однако Дэвид Хениг из мыслительного центра Европейского центра по международной политической экономике заявил, что такой шаг поможет избежать будущих послебрекситовских тарифов и в других отраслях, таких как пищевая. "Это частично устранит преграды для производителей Великобритании, оставшись частью цепочек поставок". Он добавил, что чиновники комиссии сказали ему, что ЕС и другие участники PEM одобрят членство Великобритании, но предупредил о возможной задержке.
"Правила PEM находятся в процессе обновления, и Великобритания, вероятно, не сможет присоединиться до завершения этого процесса". Представители правительства сказали, что министры считают возможным достичь решения, которое избежит тарифов на электромобили с 2024 года в рамках соглашения о торговле и сотрудничестве. Правительство отказалось комментировать.