Готовы ли вы к отчетности о природных рисках суммой $58 триллионов?
В то время как политический спор о концепции ESG продолжается, спрос инвесторов на данные для принятия решений о управлении рисками продолжает расти. Отчетность об углеродном следе уже стала стандартной практикой, но существует растущее давление, как репутационное, так и регуляторное, на отчетность о природе, и немногие компании уже готовы к этому. С учетом взрывного роста глобального рынка программного обеспечения для учета выбросов углерода, станет ли отчетность о природных рисках следующим крупным направлением роста?
Что стимулирует изменения?
Повышение осознания взаимосвязи между природой и климатическими рисками становится все более актуальным в мировом контексте, и растет интерес к пониманию зависимостей и влияния компаний на природу. С введением новых научно обоснованных целей для природы (Science Based Targets for Nature, SBN) становится все более ясным, что компаниям требуется двигаться дальше учета углеродного следа, если они хотят эффективно управлять рисками.
Новые научно обоснованные цели для природы представляют собой первоначальное руководство по тому, как компании могут выстроиться в соответствии с будущим положительным вкладом. Для этого компаниям необходимо оценить и определить свое влияние и зависимость от природы, обязаться установить прозрачные, ограниченные во времени, конкретные научно обоснованные цели, преобразовать свою деятельность и цепочки создания стоимости для уменьшения негативного влияния и увеличения положительного воздействия, а также раскрывать информацию о связанных с природой аспектах.
Однако впереди нас ждет долгий путь, чтобы понять, как подходить к измерению влияния на природу и отслеживанию его. Это связано с политическими, отчетными, операционными и техническими аспектами, и компании должны внимательно оценить, соответствуют ли их стратегии изменяющейся рыночной среде.
Почему важны природные риски?
Одним из наиболее очевидных способов, которыми природа и риски биоразнообразия важны, является то, что многие секторы экономики зависят от природы для своего функционирования. Экосистемные услуги, такие как чистый воздух, плодородная почва, опыление сельскохозяйственных культур, а также устойчивость к экстремальным погодным условиям, все зависят от здоровой окружающей среды. Любое нарушение или деградация этих природных систем может повлиять на доступность и качество этих ресурсов, приводя к нарушениям операций и увеличению затрат для бизнеса.
В 2020 году Всемирный экономический форум (WEF) опубликовал анализ, в котором говорилось, что более половины мировой экономики в значительной степени зависит от природы. Анализ PwC 2023 года подтвердил, что более половины (55%) мирового ВВП в значительной степени или полностью зависит от природы, а стоимость этой зависимости составляет 58 трлн долларов. Все 163 экономических сектора, проанализированных PwC, имеют часть своих прямых операций или поставочной цепочки, которая в значительной степени зависит от природы.
Глава Business for Nature Эва Забей подтверждает, что природные риски имеют значение для бизнеса по различным причинам, включая не только его зависимость от природных ресурсов и экосистем. Она говорит: "Природные риски также могут повлиять на репутацию компании и ее лицензию на ведение деятельности. Потребители, инвесторы и другие заинтересованные стороны все более осознают важность охраны окружающей среды и требуют, чтобы компании предпринимали меры по снижению влияния на природу.
"Компании, которые не делают этого, рискуют нанести ущерб своей репутации и потерять рыночную долю. Компании с сильными политиками в области экологии, социальной ответственности и управления (ESG) показывают лучшие результаты в плане роста, снижения затрат, сокращения регуляторного и правового вмешательства, повышения производительности сотрудников и имеют более высокие кредитные рейтинги."
В некоторых отраслях риски, связанные с природой, более очевидны. Например, в сельском хозяйстве существуют множественные переходные риски, такие как изменение политики, технологические изменения и изменение потребительских предпочтений, а также важные физические климатические опасности, такие как повышение температуры, экстремальные погодные явления, дефицит воды и лесные пожары. Многие компании в этой отрасли внедряют практики регенеративного сельского хозяйства для решения климатических и природных проблем.
Например, компания General Mills в своем последнем финансовом отчете признала, что изменение климатических условий и повышение температуры может повлиять на ее поставочную цепочку. Она, например, закупает миндаль, требующий доступа к воде, из Калифорнии, которая многие годы страдает от серьезной засухи. Компания заявила: "Возрастающая озабоченность климатическими изменениями и другими вопросами устойчивости также может негативно сказаться на спросе наших продуктов из-за изменения предпочтений потребителей или негативной реакции потребителей на наши обязательства и меры по решению этих проблем".
Важно также понимать, что речь не только о рисках. Отчет "Будущее природы и бизнеса" оценил, что действия в пользу природы могут создать до $10,1 триллиона ежегодной бизнес-ценности и создать 395 миллионов рабочих мест к 2030 году. Поэтому неудивительно, что данные, поддерживающие принятие управленческих решений и обеспечивающие анализ рисков для инвесторов, становятся все более важными.
Что побуждает к открытости относительно природных рисков?
Неудивительно, что повышение осведомленности о важности природных рисков, их отчетности и управлении ими стимулируется увеличением регулирования. В то время как центральные банки выражают беспокойство о потенциально дестабилизирующем влиянии изменения климата на экономику, все больше осознается, что инвестиции находятся в значительном риске при изменении климата, влияющего на поставочные цепочки и здоровье природных ресурсов.
Существует опасность того, что неустранимая потеря природы приведет к общей экономической нестабильности. Как указывает анализ PwC, более половины (50,6%) рыночной стоимости компаний, котирующихся на 19 крупнейших фондовых биржах, могут быть подвержены существенным рискам, связанным с природой. Уилл Ивисон, соавтор отчета и директор по устойчивому развитию PwC UK, сказал: "По мере роста экономик они все больше потребляют природные ресурсы, но мы достигли точки, когда становится ясно, что руководители бизнеса должны перейти к моделям бизнеса, способствующим природе, если они хотят смягчить растущие риски и продолжать укреплять финансовые показатели".
Новые регуляторные и политические рамки появляются и стимулируют действия на региональном и национальном уровнях. В конце 2022 года была завершена и согласована Куньмингская-Монреальская глобальная рамочная конвенция по биоразнообразию, эквивалентная Парижскому соглашению в области климата. Однако, возможно, наибольшее влияние на бизнес оказывает Цель 15, обязывающая правительства требовать от крупных компаний и финансовых учреждений регулярно оценивать и раскрывать свои риски, зависимости и влияние, связанные с природой, не позднее 2030 года.
Это зов к действию для бизнеса, чтобы действовать в интересах природы. Оценка и раскрытие рисков, зависимостей и влияний на природу предоставят правительствам, потребителям и инвесторам информацию, необходимую для полного понимания того, как операции компании, ее цепочки поставок и создания стоимости влияют на природу. Правительствам нужна эта информация, чтобы полностью понимать природные ресурсы своей страны, а инвесторы и клиенты будут использовать ее для принятия осознанных решений о покупках и инвестициях. Новые научно обоснованные цели для природы представляют собой ключевой механизм для компаний для операционализации этого глобального соглашения о природе.
Корпоративная директива Европейского союза о отчетности в сфере устойчивого развития (CSRD) вступила в силу в апреле 2023 года, обязывая 11 700 европейских (и 4 000 неевропейских) компаний сообщать о влиянии на биоразнообразие и природу, а Директива о должной дилиженсе корпораций (C3D) требует отчетности о влиянии на окружающую среду и права человека в цепочке поставок. Интересно, что многие компании, которым пока не требуется отчетность в соответствии с этими директивами, заявляют, что намерены это сделать.
В сентябре 2023 года Рабочая группа по раскрытию финансовой информации, связанной с природой (TNFD) опубликует окончательную версию своей методики, которая, вероятно, станет широко признаваемым стандартом отчетности, принимаемым инвесторами, что в свою очередь может повлечь за собой большее давление на компании улучшить стандарты отчетности, связанные с биоразнообразием. Если траектория TNFD повторит траекторию Группы задач по финансовой информации, связанной с климатом (TCFD), то в скором времени такие отчеты станут обязательными и в других юрисдикциях. В США противостояние этой тенденции в пользу ESG может замедлить этот процесс, но подходы, которые обеспечивают ясность в отношении рисков и возможностей, являются основой эффективного рынка.
Как компании могут начать работать с природными рисками?
Первый шаг к пониманию природных рисков - это применение подхода, позволяющего осознать влияние операций компании. Руководство, разработанное SBTN, призвано обеспечить оценку и понимание существенных рисков, связанных с природой, и, в конечном итоге, преобразовать эти цели в целесообразные, отслеживаемые задачи. На долгосрочной основе ожидается, что это поможет компаниям привлекать больше инвестиций, улучшать конкурентные преимущества, создавать более устойчивые цепочки поставок, привлекать и удерживать таланты и, конечно, повышать брендовую ценность.
Чтобы начать работать с природными рисками и готовиться к дальнейшему регулированию, SBTN определяет пять отдельных этапов в процессе установления научно обоснованных целей для природы. Это:
- Оценка - Оценка, какие и где у компании наибольшее влияние и зависимость от природы и окружающей среды.
- Приоритезация - Понимание, где компании необходимо сосредоточиться и предпринять больше действий. Это включает анализ того, где у компании есть прямой контроль и более широко - в ее цепочках создания стоимости.
- Измерение - Сбор исходных данных для приоритетных целей и местоположений компании и установление целей.
- Действие - Внедрение целей, использование рамок действий SBTN для предотвращения будущих воздействий, сокращения текущих воздействий, регенерации и восстановления экосистем и трансформации систем.
- Отслеживание - В конечном итоге, контроль за достижением целей и публичная отчетность об этом прогрессе.
Первоначальное руководство должно помочь компаниям оценить, как их операционная деятельность влияет на землю и пресную воду и перевести это понимание в цели, описанные д-р Варшей Виджай из SBTN, как "измеримые, действенные и ограниченные во времени". Пока это руководство находится в стадии пилотирования у 17 компаний, остальные могут начать процесс установления целей для оценки и приоритизации своего влияния на окружающую среду и готовиться к установлению целей для пресной воды и земли перед внедрением процесса проверки, ожидаемым в начале 2024 года.
Испытания новых научно обоснованных целей для природы позволяют компаниям начать процесс установления целей для оценки и приоритизации их влияния на окружающую среду и готовиться к установлению целей для пресной воды и земли перед внедрением процесса проверки, ожидаемым в начале 2024 года. Цели дают компаниям необходимые ориентиры, чтобы знать, что они предпринимают достаточно правильных действий в правильных местах и в правильное время в рамках их цепочек создания стоимости, начиная с прямых операций и деятельности вверх по потоку.
Проблема с данными
Изменяющиеся глобальные представления о природе приводят к интересу понимать не только зависимость бизнеса от природы, но и способы отчетности об ее влиянии. Одна из проблем, лежащих в основе возможности оценки такого влияния, - это возможность получения соответствующих актуальных данных, которые являются полезными для принятия решений.
Все компании вынуждены делать компромиссы и выбирать, какими проблемами они занимаются. Сегодня большинство из них пытаются справиться с энергетическим кризисом, инфляцией, потенциальной рецессией, конфликтами, ограничениями в поставочных цепях и т.д., что приводит к тому, что вопросы устойчивого развития становятся менее приоритетными. Однако, отсутствие интеграции вопросов природы в стратегию сейчас означает неподготовленность к увеличению затрат, связанных с ограничениями в поставках и доступе к капиталу, к усилению регулирования, к дисруптивной инновации. К сожалению, подобный выбор не может быть сделан без доступа к информации, которая пригодна для принятия решений.
Nature Metrics недавно запустил службу мониторинга природной эффективности, основанную на технологии eDNA. Environmental DNA определяет виды, присутствующие на месте, от бактерий до голубых китов, с помощью простых наборов для сбора проб воды, почвы и насекомых. Затем эта технологическая служба превращает эти экологические образцы в комплексные природные данные. Одно из применений этого - поддержка управляющих площадками, которые могут хотеть знать местоположение защищенных или инвазивных видов в рамках экологической оценки.
Джеймс Стюарт, директор по маркетингу и коммуникациям Nature Metrics, говорит: "Главные устойчивые офицеры (CSO) все чаще смогут использовать нашу цифровую платформу в качестве единой точки доступа для получения информации о природе и выполнения корпоративных требований отчетности о природе. Как мы включаем данные землеустройства и другие формы анализа следов биоразнообразия и рисков, наша платформа позволит компаниям соответствовать требованиям регулирования и отчетности, связанным с биоразнообразием, например, TNFD".
Другая компания, возможно, работающая над полезным техническим решением в этой области, - Salesforce. Salesforce запустила собственную стратегию, направленную на достижение положительного влияния на природу в апреле 2023 года. Основываясь на своем существующем плане действий в области климата, она планирует продолжать инвестировать и создавать партнерства для восстановления природы в большом масштабе. Она также планирует измерять, управлять и разработать план действий по снижению своего влияния и зависимости от природы в рамках всей цепочки создания стоимости, включая центры обработки данных, офисы, персонал и продукты, к 2025 году; и уже принимает участие в испытательной фазе Рабочей группы по раскрытию финансовой информации, связанной с природой, перед ее запуском позднее в этом году. Что наиболее интересно, компания планирует расширить свои существующие технологические решения, такие как Net Zero Cloud, для поддержки клиентов в расширении их возможностей в отчетности.
Согласно Тиму Кристоферсону, вице-президенту по климатическим действиям в Salesforce, около 60% клиентов компании имеют существенное влияние или зависимость от природы, что составляет десятки тысяч клиентов. Он говорит: "Как и углерод, это вызов управления данными. Если мы сможем помочь им более простым и удобным способом войти в эту область, то мы сможем оказать значительное влияние на природу. Упрощение процесса связано с доступом к инструментам для работы с данными".
Компания планирует расширить свою облачную платформу Net Zero Cloud до полноценного инструмента для управления экологической, социальной и устойчивой деятельностью, включая компонент, связанный с природой. В конечном итоге этот инструментарий должен помочь компаниям управлять данными о устойчивости в режиме реального времени, автоматизировать отслеживание выбросов поставщиков, прогнозировать и снижать риски в области изменения климата и природы. Именно сочетание стандартизованных подходов к оценке воздействия и инструментов для проведения оценки будет необходимо по мере развития рынка.
Когда отчетность о природных рисках станет обязательной?
Как указывает Забей: "С учетом того, что Цель 15 намерена изменить правила игры, многие компании уже начинают готовиться к более строгим требованиям в отношении отчетности о природе, которая будет дополнять существующие требования к раскрытию климатической информации. Мы считаем, что обязательная отчетность о рисках, воздействии и зависимости от природы станет гораздо более распространенной в ближайшие годы".
Великобритания уже выразила намерение перейти к обязательной отчетности о финансовых данных, связанных с природой, после публикации TNFD в этом году, и ожидается, что она не будет единственной. На COP 15 кампания Business for Nature "Make it Mandatory" объединила 400 компаний из 53 стран с общими доходами в размере 2 трлн долларов США, призвав правительства сделать оценку и раскрытие рисков, воздействия и зависимости от природы обязательными.
Бизнес и финансовые институты имеют важную роль в борьбе с природными рисками. Они должны быть максимально всеобъемлющими в своих действиях по оценке и раскрытию рисков, воздействия и зависимости от природы, чтобы укрепить свои существующие климатические меры. Это создаст возможности для инноваций и роста, а также способствует достижению природно-положительного, нулевого уровня выбросов и справедливого будущего.