Борьба с государственным долгом США: сделан шаг, но проблема остается
Игнорируя проблему государственного долга, сделка по потолку госдолга не решает проблему растущего федерального долга США, который в течение десятилетия может превысить 50 триллионов долларов.
Прежде всего, эксперты по бюджету отмечают, что эта сделка ограничивает расходы только на непрофильные оборонные нужды или около одной седьмой от федерального бюджета в текущем году в размере 6,4 триллиона долларов. Оборонные расходы, забота о ветеранах и программы социальной поддержки остаются без изменений. В долгосрочной перспективе она не меняет хронический и растущий дефицит поступлений в бюджет США, обусловленный затратами на здравоохранение и пенсионное обеспечение стареющего населения страны, а также неспособностью Конгресса повысить налоги.
"Если вы беспокоитесь о дефиците и проблеме долга, эта сделка ничего не делает", - сказал Деннис Ипполито, профессор общественной политики и эксперт по финансовым вопросам в Южном методистском университете.
"То, что у нас сейчас, по сути, - это политика расходов Демократической партии и политика налогов Республиканской партии, и ничто не указывает на изменение какой-либо из этих политик", - добавил он. Сделка по приостановке долгового потолка в размере 31,4 триллиона долларов до января 2025 года в основном сохраняет непрофильные расходы на текущем уровне в этом году и предусматривает их увеличение на 1% в фискальном году 2024.
Конгрессионный бюджетный офис (CBO) оценивает, что это приведет к сбережениям в размере 1,3 триллиона долларов за десятилетие. Однако даже эти сбережения могут оказаться обманчивыми, поскольку Конгресс может свободно отказаться от своих самоналоженных ограничений на расходы в течение двух лет. К тому же, налоговые снижения, принятые республиканцами в 2017 году, истекают по расписанию в 2025 году, но партия стремится их продлить.
Кроме того, рост процентных ставок приводит к увеличению затрат на обслуживание государственного долга. CBO прогнозирует, что они утроятся и достигнут 1,4 триллиона долларов к 2033 году, что значительно превысит прогнозируемый бюджет на оборону в это время.
Социальное обеспечение и программа медицинского обслуживания пожилых людей (Medicare) остаются недоступными для сокращений.
В ходе переговоров о потолке госдолга как президент Джо Байден, так и спикер Палаты представителей Кевин Маккарти пообещали не касаться основного фактора роста государственного долга США: увеличивающихся расходов на пенсии по социальному обеспечению и медицинскому обслуживанию Medicare.
Стоит отметить, что эти две программы составляют примерно 37% от текущих федеральных расходов и обе находятся на пути к несостоятельности примерно через десятилетие. По другим программам для ветеранов и низкодоходных граждан такие расходы составляют более половины бюджета. В отличие от непрофильных программ, которым ежегодно выделяется фиксированная сумма, эти "обязательные" программы выплачивают пособия всем, кто имеет на них право. По данным CBO, правительство планирует потратить 6 триллионов долларов на обязательные программы в фискальном году 2033, в сравнении с 4,1 триллионами долларов в текущем году.
Чтобы начать сокращать долги, Международный валютный фонд рекомендовал США снизить расходы на социальное обеспечение и медицинское обслуживание Medicare путем повышения возраста выхода на пенсию, введения тестирования по доходу и других ограничений.
Однако в Вашингтоне не обсуждаются такие варианты, особенно в преддверии президентских выборов 2024 года.
В этом есть простое объяснение: эти программы популярны среди общественности, в том числе потому, что они доступны практически всем и являются спасательным кругом для многих пожилых американцев. По данным исследования Reuters/Ipsos, проведенного в январе, 84% избирателей Демократической партии и 73% избирателей Республиканской партии выступают против сокращения расходов на эти программы.