Изменения в налогах с 2019 года
Правительством РФ на 2019 год реализовано несколько проектов предусматривающих изменения в налогах для физических и юридических лиц. Основной целью, которую преследовали инициаторы реформ, является улучшение уровня жизни граждан в двухгодичный срок. По планам реформаторов, обновления налоговой системы должны показать свою эффективность уже в текущем 2019 году. Некоторые изменения в действующих налогах еще не вступили в силу, также существует ряд неутвержденных законопроектов, находящихся на стадии рассмотрения. В виду специфики российской налоговой системы, скепсис большинства граждан, изучающих изменения в законодательстве, более чем понятен.
Сомнения людей имеют более чем весомые основания, ведь государство не часто отменяет, снижает размер или вносит иные изменения, в налоги, которые приносят основной доход в бюджет. В современных реалиях, доля налоговой прибыли составляет порядка 85% всех бюджетных поступлений. Именно эти средства используются для реализации социальных программ, государственных инвестиций и развитие инфраструктуры.
Эксперты считают, что изменения с 2019 года приведет к росту стоимости основных товаров, то есть отразится негативно не только на компаниях и бизнесе, но и затронет простых граждан. Чиновники же напротив, уверяют, что все грядущие нововведения прошли длительный период анализа и весь потенциальный негатив нивелируется встречными программами по повышению зарплат и социальных выплат.
Предпосылки для изменения в налогах
Еще в 2014 году, президент наложил мораторий, издав указ о запрете внесения каких-либо изменений в налоговую систему страны вплоть до 2018 года. Но несмотря на прямое распоряжение главы государства, в период действия запрета в стране заметно вырос размер акцизных сборов на алкоголь, табак, бензин и т.д. Досрочные изменения в некоторых налогах были оправданы кризисными явлениями, в частности дополнительными санкциями со стороны западных стран. Также чиновники вспоминают колебания нефтяных котировок и чрезмерно высокие бюджетные расходы, приведшие к истощению основных фондов в 2019 году.
Известно, что государство составляет бюджет на несколько лет вперед учитывая различные факторы, анализируя индексы-дефляторы и опережающие индикаторы. Фактически при определении доходов и расходов применяются вероятностные принципы и поэтому, изменения в действующих налогах можно расценивать как корректировки, призванные улучшить работоспособность системы в целом.
Еще в 2017 году президентом было сделано заявление о необходимости как можно быстрее проработать возможные изменения и перейти к практической реализации инноваций не позднее 2019 года. Основной задачей поставленной В.В. Путиным является систематизация и упорядочивание налоговых поступлений, а также придание существующим льготам адресности.
Кроме прочего, изменения в выбранных налогах должны стать стимулирующим фактором, направленным на улучшение экономического климата и создание лучших условий для предпринимательства. Считается, что увеличение бюджетных доходов за счет сбалансированного изменения в налогах, повысит в целом платежеспособность граждан страны и мотивирует многих на запуск собственных бизнес-проектов. Министерство финансов обещает закончить внедрение основных инноваций уже в первой половине 2019 года.
Какие изменения запланированы на 2019 год?
Рассматривая данную тему, следует разделить ее на две части, с указанием тех фискальных мер, которые уже приняты и запущены в работу, а также тех, что еще обсуждаются или требуют доработки. Итак, пора узнать, что ждет налогоплательщиков.
Изменения вступившие в законную силу с 1 января
- вводится НПД – новый принцип налогообложения для физических лиц ведущих коммерческую деятельность и ИП. Система будет работать в экспериментальном режиме на территории нескольких субъектов федерации включая Москву, МО, Республику Татарстан и Калужскую область, планируемая продолжительность экспериментального режима – до 2028 года. Перейти на систему могут граждане, годовой доход которых не превышает 2,4 млн в год, ставка составит от 4 до 6%. Данные изменения предполагают стимулирующий вычет в размере 10 000 рублей, процедура расчета и начисления суммы вычета будет производиться ФНС самостоятельно;
- отмена пониженных тарифов по страховым взносам – по УСН, ЕНВД (для аптек) и ПСН вводятся базовые тарифы, действующие до установления пониженных на период с 2017 по 2018 годы. Продление льготных условий не запланировано;
- установлены новые коэффициенты-дефляторы – изменения в налоговой системе затрагивают расчетные коэффициенты по УСН и ПСН – 1,518, ЕНВД – 1,915 и НДФЛ – 1,729. Также новшества затрагивают торговый сбор, коэффициент на год (индексируемый) составляет – 1,317;
- внесены изменения в форму НДФЛ – нововведения коснулись форм 3-НДФЛ и 2-НДФЛ;
- отменен НДФЛ на продажу имущества – при нахождении имущества (в том числе используемого в коммерческих целях) в собственности от 3 до 5 лет, налог для физлиц не обязателен к уплате. Текущие изменения распространяются на резидентов и нерезидентов;
- повышаются основная и расчетная ставки НДС – в первом случае рост составил 2% (с 18 до 20%) во втором – ставка увеличена с 15,25 до 16,67%;
- снижен размер сбора в фонд ОПС – ранее действующая ставка в 26% снижена на 4% и зафиксирована на 22% с пометкой «бессрочно». Также нововведения по данному направлению предусматривает уплату дополнительных 10% с суммы, превышающей максимально установленную для расчетов по базовой ставке.
Также был переработан ряд требований к уплатам взносов по отраслям, с 1 января 2019 года действует закон о СНТ и ОНТ, изменен МРОТ и размеры некоторых социальных выплат, в том числе по программам улучшения демографической ситуации в стране.
Таблица изменения налогов
Вид фискального обязательства | Суть изменений |
---|---|
НДФЛ | Новая форма отчетности 1 справка 2-НДФЛ. |
Налог на прибыль | Субъекты РФ лишены прав снижать ставку по региональным обязательствам в общем порядке. Действующие льготы сохранят свое действие, но не позднее 2019 года. В отношении отдельных категорий налогоплательщиков право сохранят. |
Налог на имущество | Движимое имущество исключено из объектов налогообложения. |
НДС | Увеличение ставки с 18 до 20 %. |
Страховые взносы | Новые лимиты:
Упразднены некоторые льготы по пониженным тарифам. Ставка на ОПС признана бессрочной. |
Госпошлина | Учреждения смогут не платить госпошлину за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы. |
Транспортный налог | Владельцы большегрузов будут обязаны уплачивать авансовые платежи по дорожному сбору. |
Что ожидается в дальнейшем:
- планируется повышение ставки по взносу в фонд социального страхования до 30,8% от текущего значения в 30%. Принятие решения осложняется выбором варианта внедрения нововведений – бессрочно или на определенный период. С 1 января 2019 году был утвержден порядок индексации по некоторым видам взносов в фонд ОСС;
- обсуждается порядок внесения изменений в налог для физлиц. Правительственные ведомства выдвигают различные предложения: в Минфине уверены в необходимости увеличения ставки до 15%, в МЭР солидарны с МФ, представители ЦСР настаивают на 17% по ставке НДФЛ. Звучат также предложения о внедрении прогрессивной шкалы, предусматривающий вариативную ставку, зависящую от уровня дохода. Премьер-министр высказался против любых изменений в налогах для физлиц;
- повышение акцизов на табак и алкоголь – обсуждаются сроки повышения «табачного» сбора на 10% от действующих норм. В части алкогольной продукции, чиновники предлагают отменить льготы для российских производителей подняв размер налога на литр вина до 36 рублей с последующей ежегодной индексацией на 1 рубль. В настоящее время размер акцизного сбора равен 18 рублям с литра продукции;
- рассматривается возможность введения изменений в налогах на автомобильную технику, с утверждением суммы сбора в зависимости от мощности двигателя;
- предполагается снижения акциза на бензин и дизтоплива для внутреннего рынка и увеличение сборов на битум и мазут. Такими мерами правительство планирует сдержать рост цен на топливо и не лишится одного из основных источников бюджетного дохода (цена битума и мазута вырастет в 1,5 раза);
- планируются изменения для организаций, в частности отмена экспортных пошлин на нефть и сбора с движимого имущества.
Новые для России налоги
Среди планируемых и уже утвержденных поправок в НК, присутствует введение совершенно новых налогов, ранее отсутствовавших в фискальной практике государства. Среди таковых можно выделить:
- Налог на профессиональный доход (НДП). После долгих обсуждений государство сформулировало основные критерии нового сбора в трех Федеральных Законах от 27 ноября 2018 г - №№ 422,423 и 425 ФЗ. С нового года с физических лиц, в том числе ИП, имеющих доход не более 2 400 000 рублей в год, будет взиматься от 4 до 6%, при взаимодействии с физлицами и ИП соответственно. До 31 декабря 2028 года изменения в российских налогах по данному направлению носят экспериментальный характер и будут взыматься лишь в нескольких регионах. После окончания «тестового» периода, НДП будет утвержден окончательно или отменен.
- Экологический налог – обширное понятие, предусматривающее не только изменения в налогах на транспорт, но и введение дополнительных сборов с производителей одноразовой посуды и приборов для готовки еды в полевых условиях (мангалов).
- Сбор на кальянные смеси и жидкости для «вайпов» - табак для кальянов, а также жидкости для электронных сигарет и парогенераторов (вайпов) будет облагаться акцизом. Первоначально определен размер сбора равный 457 руб./кг, далее планируется проводить ежегодную индексацию сбора. Под действие нового Закона подпадают также смеси, не содержащие табака.
- Акциз на спирт – существенные изменения в налогах на товары данной группы, планируются правительством с целью снижения доли контрафактных алкогольных напитков на основе денатурированного спирта. Размер сбора на этиловый спирт составит 107 рублей, а на «денатурат» - 532 рубля. Благодаря новым расценкам производителям «паленого» алкоголя будет невыгодно приобретать непригодное сырье. В том случае, если организация занимается выпуском парфюмерии, государство предоставляет ей право на получение налогового вычета, но только после предъявления доказательств деятельности.
Негативные последствия от изменения в налогах
В связи с грядущими переменами, в адрес инициаторов нововведений поступает множество критики. Мнения независимых экспертов и экономистов, касательно последствий для экономики и граждан России разделились – сторонники реформ считают, что после окончания переходного периода, страну ждет опережающий рост и резкий подъем во всех областях. Скептики уверены в том, что:
- изменение налога на добавленную стоимость на 2%, приведет к проседанию рынка недвижимости. Даже рост конечной стоимости одного квадратного метра на 3% способен привести к снижению спроса, тогда как ожидания экспертов, оценивающих влияние ставки НДС в 20%, составляют +4% к стоимости квадратного метра;
- от высокой ставки пострадает сектор торговли и услуг. По мнению экономистов, инфляция повысится до 7,6%, что приведет к скачку цен и снижению покупательской способности населения. В ЦБ, Минфине и МЭР, считают, что изменения в налогах не повлияют значительно на инфляцию и она не превысит 4%, даже с учетом более высокой ставки НДС;
- высокая инфляция приведет к подъему ставки по ипотечным кредитам в среднем на 1-2%. Эффективность правительственной программы по повышению доступности жилья для населения, ставится под вопрос в связи с изменениями в налогах;
- стоимость товаров, облагаемых акцизом значительно увеличится в связи с комплексным повышением самих акцизов и НДС. Подорожают не только алкоголь и сигареты, более значимый эффект окажет повышение цены на бензин. Следствием повышения стоимости топлива, станет рост цен на продукцию сельскохозяйственных компаний, услуги транспортников и т.д. Многие эксперты озвучивают значение в 50 рублей, как ценовой ориентир. Предполагается, что изменения в соответствующих налогах станет предпосылкой для закрытия множества малых предприятий, выпускающих парфюмерию. Предполагается 50-процентный рост импорта в данном сегменте.
- замедление темпов роста экономики. Правительственные экономические организации, в частности МЭР, прогнозируют на 2019 год рост ВВП на 2,1%, в связи с изменениями в налогах и повышением объема налоговых поступлений. В то же время агентство Fitch не видит позитивных предпосылок для столь значительного роста и приводит другие цифры – не более 1,5%. Независимые аналитики считают, что темпы роста внутреннего роста обусловлены состоянием домохозяйств, которые явно страдают в условиях высокого налогового давления;
- значительно снизится покупательская способность российского населения. Любые изменения в налогах, затрагивающие доходы производителя или продавца товара, закладываются в конечную стоимость продукции, то есть компенсируются покупателем. Повышение НДС и акцизов, приведет повышению расходов простых граждан, что определенным образом повлияет на спрос;
- повысится процент налоговых «уклонистов». Ошибочно полагают многие правительственные функционеры, что более высокие налоги являются стимулом для бизнеса. Логика и практика подтверждают, что изменения в налогах, в сторону их увеличения, напротив, вынуждают большинство мелких предпринимателей искать схемы ухода от их уплаты. Таким образом, число активных налогоплательщиков значительно снизится.
Есть высокая вероятность, что в связи с изменениями в основных налогах, объем бюджетных поступлений значительно снизится, то есть эффект от нововведений будет явно противоположным, нежели ожидают инициаторы реформ.