Изменения в налогах с 2019 года
Правительством РФ на 2019 год реализовано несколько проектов предусматривающих изменения в налогах для физических и юридических лиц. Основной целью, которую преследовали инициаторы реформ, является улучшение уровня жизни граждан в двухгодичный срок. По планам реформаторов, обновления налоговой системы должны показать свою эффективность уже в текущем 2019 году. Некоторые изменения в действующих налогах еще не вступили в силу, также существует ряд неутвержденных законопроектов, находящихся на стадии рассмотрения. В виду специфики российской налоговой системы, скепсис большинства граждан, изучающих изменения в законодательстве, более чем понятен.
Сомнения людей имеют более чем весомые основания, ведь государство не часто отменяет, снижает размер или вносит иные изменения, в налоги, которые приносят основной доход в бюджет. В современных реалиях, доля налоговой прибыли составляет порядка 85% всех бюджетных поступлений. Именно эти средства используются для реализации социальных программ, государственных инвестиций и развитие инфраструктуры.
Эксперты считают, что изменения с 2019 года приведет к росту стоимости основных товаров, то есть отразится негативно не только на компаниях и бизнесе, но и затронет простых граждан. Чиновники же напротив, уверяют, что все грядущие нововведения прошли длительный период анализа и весь потенциальный негатив нивелируется встречными программами по повышению зарплат и социальных выплат.
Предпосылки для изменения в налогах
Еще в 2014 году, президент наложил мораторий, издав указ о запрете внесения каких-либо изменений в налоговую систему страны вплоть до 2018 года. Но несмотря на прямое распоряжение главы государства, в период действия запрета в стране заметно вырос размер акцизных сборов на алкоголь, табак, бензин и т.д. Досрочные изменения в некоторых налогах были оправданы кризисными явлениями, в частности дополнительными санкциями со стороны западных стран. Также чиновники вспоминают колебания нефтяных котировок и чрезмерно высокие бюджетные расходы, приведшие к истощению основных фондов в 2019 году.
Известно, что государство составляет бюджет на несколько лет вперед учитывая различные факторы, анализируя индексы-дефляторы и опережающие индикаторы. Фактически при определении доходов и расходов применяются вероятностные принципы и поэтому, изменения в действующих налогах можно расценивать как корректировки, призванные улучшить работоспособность системы в целом.
Еще в 2017 году президентом было сделано заявление о необходимости как можно быстрее проработать возможные изменения и перейти к практической реализации инноваций не позднее 2019 года. Основной задачей поставленной В.В. Путиным является систематизация и упорядочивание налоговых поступлений, а также придание существующим льготам адресности.
Кроме прочего, изменения в выбранных налогах должны стать стимулирующим фактором, направленным на улучшение экономического климата и создание лучших условий для предпринимательства. Считается, что увеличение бюджетных доходов за счет сбалансированного изменения в налогах, повысит в целом платежеспособность граждан страны и мотивирует многих на запуск собственных бизнес-проектов. Министерство финансов обещает закончить внедрение основных инноваций уже в первой половине 2019 года.
Какие изменения запланированы на 2019 год?
Рассматривая данную тему, следует разделить ее на две части, с указанием тех фискальных мер, которые уже приняты и запущены в работу, а также тех, что еще обсуждаются или требуют доработки. Итак, пора узнать, что ждет налогоплательщиков.
Изменения вступившие в законную силу с 1 января
- вводится НПД – новый принцип налогообложения для физических лиц ведущих коммерческую деятельность и ИП. Система будет работать в экспериментальном режиме на территории нескольких субъектов федерации включая Москву, МО, Республику Татарстан и Калужскую область, планируемая продолжительность экспериментального режима – до 2028 года. Перейти на систему могут граждане, годовой доход которых не превышает 2,4 млн в год, ставка составит от 4 до 6%. Данные изменения предполагают стимулирующий вычет в размере 10 000 рублей, процедура расчета и начисления суммы вычета будет производиться ФНС самостоятельно;
- отмена пониженных тарифов по страховым взносам – по УСН, ЕНВД (для аптек) и ПСН вводятся базовые тарифы, действующие до установления пониженных на период с 2017 по 2018 годы. Продление льготных условий не запланировано;
- установлены новые коэффициенты-дефляторы – изменения в налоговой системе затрагивают расчетные коэффициенты по УСН и ПСН – 1,518, ЕНВД – 1,915 и НДФЛ – 1,729. Также новшества затрагивают торговый сбор, коэффициент на год (индексируемый) составляет – 1,317;
- внесены изменения в форму НДФЛ – нововведения коснулись форм 3-НДФЛ и 2-НДФЛ;
- отменен НДФЛ на продажу имущества – при нахождении имущества (в том числе используемого в коммерческих целях) в собственности от 3 до 5 лет, налог для физлиц не обязателен к уплате. Текущие изменения распространяются на резидентов и нерезидентов;
- повышаются основная и расчетная ставки НДС – в первом случае рост составил 2% (с 18 до 20%) во втором – ставка увеличена с 15,25 до 16,67%;
- снижен размер сбора в фонд ОПС – ранее действующая ставка в 26% снижена на 4% и зафиксирована на 22% с пометкой «бессрочно». Также нововведения по данному направлению предусматривает уплату дополнительных 10% с суммы, превышающей максимально установленную для расчетов по базовой ставке.
Также был переработан ряд требований к уплатам взносов по отраслям, с 1 января 2019 года действует закон о СНТ и ОНТ, изменен МРОТ и размеры некоторых социальных выплат, в том числе по программам улучшения демографической ситуации в стране.
Таблица изменения налогов
Вид фискального обязательства | Суть изменений |
|---|---|
НДФЛ | Новая форма отчетности 1 справка 2-НДФЛ. |
Налог на прибыль | Субъекты РФ лишены прав снижать ставку по региональным обязательствам в общем порядке. Действующие льготы сохранят свое действие, но не позднее 2019 года. В отношении отдельных категорий налогоплательщиков право сохранят. |
Налог на имущество | Движимое имущество исключено из объектов налогообложения. |
НДС | Увеличение ставки с 18 до 20 %. |
Страховые взносы | Новые лимиты:
Упразднены некоторые льготы по пониженным тарифам. Ставка на ОПС признана бессрочной. |
Госпошлина | Учреждения смогут не платить госпошлину за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы. |
Транспортный налог | Владельцы большегрузов будут обязаны уплачивать авансовые платежи по дорожному сбору. |
Что ожидается в дальнейшем:
- планируется повышение ставки по взносу в фонд социального страхования до 30,8% от текущего значения в 30%. Принятие решения осложняется выбором варианта внедрения нововведений – бессрочно или на определенный период. С 1 января 2019 году был утвержден порядок индексации по некоторым видам взносов в фонд ОСС;
- обсуждается порядок внесения изменений в налог для физлиц. Правительственные ведомства выдвигают различные предложения: в Минфине уверены в необходимости увеличения ставки до 15%, в МЭР солидарны с МФ, представители ЦСР настаивают на 17% по ставке НДФЛ. Звучат также предложения о внедрении прогрессивной шкалы, предусматривающий вариативную ставку, зависящую от уровня дохода. Премьер-министр высказался против любых изменений в налогах для физлиц;
- повышение акцизов на табак и алкоголь – обсуждаются сроки повышения «табачного» сбора на 10% от действующих норм. В части алкогольной продукции, чиновники предлагают отменить льготы для российских производителей подняв размер налога на литр вина до 36 рублей с последующей ежегодной индексацией на 1 рубль. В настоящее время размер акцизного сбора равен 18 рублям с литра продукции;
- рассматривается возможность введения изменений в налогах на автомобильную технику, с утверждением суммы сбора в зависимости от мощности двигателя;
- предполагается снижения акциза на бензин и дизтоплива для внутреннего рынка и увеличение сборов на битум и мазут. Такими мерами правительство планирует сдержать рост цен на топливо и не лишится одного из основных источников бюджетного дохода (цена битума и мазута вырастет в 1,5 раза);
- планируются изменения для организаций, в частности отмена экспортных пошлин на нефть и сбора с движимого имущества.
Новые для России налоги
Среди планируемых и уже утвержденных поправок в НК, присутствует введение совершенно новых налогов, ранее отсутствовавших в фискальной практике государства. Среди таковых можно выделить:
- Налог на профессиональный доход (НДП). После долгих обсуждений государство сформулировало основные критерии нового сбора в трех Федеральных Законах от 27 ноября 2018 г - №№ 422,423 и 425 ФЗ. С нового года с физических лиц, в том числе ИП, имеющих доход не более 2 400 000 рублей в год, будет взиматься от 4 до 6%, при взаимодействии с физлицами и ИП соответственно. До 31 декабря 2028 года изменения в российских налогах по данному направлению носят экспериментальный характер и будут взыматься лишь в нескольких регионах. После окончания «тестового» периода, НДП будет утвержден окончательно или отменен.
- Экологический налог – обширное понятие, предусматривающее не только изменения в налогах на транспорт, но и введение дополнительных сборов с производителей одноразовой посуды и приборов для готовки еды в полевых условиях (мангалов).
- Сбор на кальянные смеси и жидкости для «вайпов» - табак для кальянов, а также жидкости для электронных сигарет и парогенераторов (вайпов) будет облагаться акцизом. Первоначально определен размер сбора равный 457 руб./кг, далее планируется проводить ежегодную индексацию сбора. Под действие нового Закона подпадают также смеси, не содержащие табака.
- Акциз на спирт – существенные изменения в налогах на товары данной группы, планируются правительством с целью снижения доли контрафактных алкогольных напитков на основе денатурированного спирта. Размер сбора на этиловый спирт составит 107 рублей, а на «денатурат» - 532 рубля. Благодаря новым расценкам производителям «паленого» алкоголя будет невыгодно приобретать непригодное сырье. В том случае, если организация занимается выпуском парфюмерии, государство предоставляет ей право на получение налогового вычета, но только после предъявления доказательств деятельности.
Негативные последствия от изменения в налогах
В связи с грядущими переменами, в адрес инициаторов нововведений поступает множество критики. Мнения независимых экспертов и экономистов, касательно последствий для экономики и граждан России разделились – сторонники реформ считают, что после окончания переходного периода, страну ждет опережающий рост и резкий подъем во всех областях. Скептики уверены в том, что:
- изменение налога на добавленную стоимость на 2%, приведет к проседанию рынка недвижимости. Даже рост конечной стоимости одного квадратного метра на 3% способен привести к снижению спроса, тогда как ожидания экспертов, оценивающих влияние ставки НДС в 20%, составляют +4% к стоимости квадратного метра;
- от высокой ставки пострадает сектор торговли и услуг. По мнению экономистов, инфляция повысится до 7,6%, что приведет к скачку цен и снижению покупательской способности населения. В ЦБ, Минфине и МЭР, считают, что изменения в налогах не повлияют значительно на инфляцию и она не превысит 4%, даже с учетом более высокой ставки НДС;
- высокая инфляция приведет к подъему ставки по ипотечным кредитам в среднем на 1-2%. Эффективность правительственной программы по повышению доступности жилья для населения, ставится под вопрос в связи с изменениями в налогах;
- стоимость товаров, облагаемых акцизом значительно увеличится в связи с комплексным повышением самих акцизов и НДС. Подорожают не только алкоголь и сигареты, более значимый эффект окажет повышение цены на бензин. Следствием повышения стоимости топлива, станет рост цен на продукцию сельскохозяйственных компаний, услуги транспортников и т.д. Многие эксперты озвучивают значение в 50 рублей, как ценовой ориентир. Предполагается, что изменения в соответствующих налогах станет предпосылкой для закрытия множества малых предприятий, выпускающих парфюмерию. Предполагается 50-процентный рост импорта в данном сегменте.
- замедление темпов роста экономики. Правительственные экономические организации, в частности МЭР, прогнозируют на 2019 год рост ВВП на 2,1%, в связи с изменениями в налогах и повышением объема налоговых поступлений. В то же время агентство Fitch не видит позитивных предпосылок для столь значительного роста и приводит другие цифры – не более 1,5%. Независимые аналитики считают, что темпы роста внутреннего роста обусловлены состоянием домохозяйств, которые явно страдают в условиях высокого налогового давления;
- значительно снизится покупательская способность российского населения. Любые изменения в налогах, затрагивающие доходы производителя или продавца товара, закладываются в конечную стоимость продукции, то есть компенсируются покупателем. Повышение НДС и акцизов, приведет повышению расходов простых граждан, что определенным образом повлияет на спрос;
- повысится процент налоговых «уклонистов». Ошибочно полагают многие правительственные функционеры, что более высокие налоги являются стимулом для бизнеса. Логика и практика подтверждают, что изменения в налогах, в сторону их увеличения, напротив, вынуждают большинство мелких предпринимателей искать схемы ухода от их уплаты. Таким образом, число активных налогоплательщиков значительно снизится.
Есть высокая вероятность, что в связи с изменениями в основных налогах, объем бюджетных поступлений значительно снизится, то есть эффект от нововведений будет явно противоположным, нежели ожидают инициаторы реформ.
Как Гайдар придумал для России «шоковую терапию»
Индекс дефлятор на 2019 год
Зарплата полиции в 2019 году
Изменения в трудовом законодательстве с 2023 года
Прогноз курса евро на 2019 год
Какие изменения ждут рынок недвижимости в новом году
Бюджет на 2020-2023 годы в цифрах
Транспортный налог в 2020 году
Цены на недвижимость в 2019 году
Права и льготы работающих пенсионеров в 2020 году
Прогноз и полезные советы на Новый 2023 год Крысы
Вступили в силу поправки в закон «О потребительском кредите»








