Бюджет на 2020-2023 годы в цифрах
Правительство одобрило профицитный бюджет на 2020-2023 годы. Расходы растут на социальную сферу и реализацию нацпроектов, сообщает сайт Минфина. Законопроект сформирован на основе «базового» варианта прогноза социально-экономического развития России на 2020-2023 годы, подготовленного Минэкономразвития.
Прогноз предполагает реализацию бюджетной политики с соблюдением бюджетных правил и проведение Банком России денежно-кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции. А также прогноз сформирован с учетом реализации национальных целей и ключевых приоритетов на период до 2024 года, определенных в Майском указе Президента РФ.
Таблица характеристик федерального бюджета России (35.95 Kb)
Профицит
В предстоящий трехлетний период прогнозируется профицит федерального бюджета – в 2023 году на уровне 0,8% ВВП, в 2023 году – 0,5% ВВП, в 2023 году – 0,2% ВВП.
Ненефтегазовый дефицит в 2020-2023 годах стабилен и прогнозируется на уровне 5,8%-5,9% ВВП.
Расходы
Расходы федерального бюджета увеличиваются в течение всего трехлетнего периода. Наибольшие бюджетные ресурсы направляются на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Например, расходы на здравоохранение в 2023 году по сравнению с 2023 годом растут почти на 50%, такой рост произойдет впервые с 2005 года.
Общий объем расходов федерального бюджета в 2023 году составит 19,5 триллиона рублей (+6,5% к 2023 году), в 2023 году – 20,6 триллиона рублей (+5,9% к 2023 году) и в 2023 году – 21,8 триллиона рублей (+5,5% к 2023 году).
Федеральный бюджет на 2020-2023 годы имеет стимулирующий характер для экономики – расходы по отношению к ВВП растут, несмотря на значительное замедление мировой экономики и нестабильную ситуацию на мировом рынке энергоносителей.
За 2019-2023 годы расходы суммарно увеличиваются на 1,2% ВВП – это самый масштабный стимул для экономики с 2009 года, имеющий устойчивый структурный характер, так как соблюдается бюджетное правило (бюджет балансируется при цене нефти 40 долларов за баррель). Сопоставимое увеличение расходов последний раз наблюдалось только в 2008-2009 годах, когда на реализацию антикризисных мер был потрачен значительный объем накопленных резервов.
После повышения объема бюджетных ассигнований в 2023 году до 17,3% ВВП в дальнейшем прогнозируется умеренное снижение расходов федерального бюджета до 16,9% ВВП к 2023 году.
Расходы федерального бюджета на нацпроекты
Приоритет расходов в бюджете на предстоящий трёхлетний период – содействие достижению национальных целей развития, инструментом реализации которых являются национальные проекты. В федеральном бюджете на 2020-2023 годы предусмотрено увеличение расходов практически на все национальные проекты, по сравнению с ранее утвержденными.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в целом запланированы в 2023 году в объеме 2 триллионов рублей, в 2023 году – 2,2 триллиона рублей, в 2023 году – 2,7 триллиона рублей.
Доходы
В 2020 – 2023 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета с 20,2 триллиона рублей в 2023 году до 20,4 триллиона рублей в 2023 году (+0,9% к 2023 году), 21,2 триллиона рублей в 2023 году (+4,3% к 2023 году) и 22,1 триллиона рублей в 2023 году (+3,8% к 2023 году).
По отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 18,5% ВВП в 2023 году и 18% ВВП в 2023 году до 17,7% ВВП в 2023 году и 17,2% ВВП в 2023 году.
Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,2% ВВП в 2023 году до 6% ВВП к 2023 году большей частью из-за следующих факторов – снижения цен на энергоносители и роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям топливно-энергетического комплекса.
Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде достаточно стабильны – после небольшого увеличения по отношению к ВВП с 11,2% в 2023 году до 11,4% в 2023 году, связанном в том числе с рядом разовых неналоговых поступлений, они незначительно снизятся до 11,1% ВВП к 2023 году, преимущественно за счет снижения поступлений акцизов на нефтепродукты в связи с их поэтапной передачей на региональный уровень.
В результате доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8% в 2023 году до 35% в 2023 году.
Фонд национального благосостояния
В 2020-2023 годах согласно бюджетным правилам с учетом макропрогноза не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ.
В 2023 году предусматривается увеличение объема средств ФНБ с 8,2 триллиона рублей до 11,1 триллиона рублей, в 2023 году - 11,1 триллиона рублей до 13,7 триллиона рублей, в 2023 году – 13,7 триллиона рублей до 16,2 триллиона рублей.
Госдолг
В предстоящем периоде объем государственного долга Российской Федерации сохранится на безопасном уровне (менее 20% ВВП).
В 2020 – 2023 годах ожидается рост объема государственного долга Российской Федерации. По итогам 2023 года объем государственного долга составит 17,1 триллиона рублей, 2023 года – 19 триллионов рублей и 2023 года – 21,1 триллиона рублей.
В общем объеме государственного долга будет преобладать государственный внутренний долг в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг РФ в рублях как в последние годы, так и в прогнозируемом периоде. Так, в общем объеме государственного долга РФ его доля составит 75,3% в 2023 году, 76,4% в 2023 году и 78,2% в 2023 году.