Банки нарушают табу с высокорисковыми облигациями
Инвесторы, которые легко заработали на высокорискованных облигациях, появившихся после финансового кризиса, вынуждены принять, что правила изменились: им, возможно, не заплатят.
Обычно банки продавали эти вечные облигации, известные как AT1-облигации, с пятью годами до срока погашения. Раньше инвесторы получали свои деньги обратно, а банки заменяли облигации новыми, но некоторые меняют тактику. Эта тенденция подчеркивает уязвимость мировой финансовой системы, которая борется с растущими затратами на заем и последствиями войны на Украине.
В начале этого года близкий крах Credit Suisse привел к спасению банка, поддержанному правительством Швейцарии, что привело к потере миллиардов долларов AT1-облигаций и шокировало инвесторов, повысив затраты для других банков, желающих продать свои облигации.
Теперь некоторые маленькие банки больше не погашают облигации, что неприятно для инвесторов, предпочитая вместо этого сохранять их бессрочно и выплачивать проценты по ним. Австрийский Raiffeisen Bank International (RBI) планирует пропустить возможность погашения своих 650-миллионных евро ($ 716 млн) AT1-облигаций в середине июня.
"RBI обязуется погасить и перефинансировать облигации в самом раннем возможном сроке, если это будет экономически целесообразно", - сообщил представитель RBI.
Подобным образом поступили два немецких банка, Deutsche Pfandbriefbank и Aareal Bank, которые также изменили сроки погашения облигаций на 300 миллионов евро каждая в начале этого года, предпочтя оставить их открытыми.
Действия банков показывают, как эхо потери миллиардов долларов AT1-облигаций Credit Suisse все еще звучит на этом рынке, который оценивается примерно в $ 275 миллиардов.
Инвесторы, оказавшиеся в замешательстве, теперь осторожнее относятся к инвестициям в такие облигации от издателей-банков среднего размера.
Доходность по облигациям выросла более чем до 10% по сравнению с около 8% до спасения Credit Suisse, поскольку инвесторы ищут более высокую премию за риск. "Рынок AT1 разделяется", - сказал Алессандро Камерони, управляющий портфелем в компании Lemanik.
"Большие банки будут действовать в соответствии с ожидаемым пристрастием к тому, чтобы не вызывать (погашать), но для малых эмитентов, которые также хотели бы возместить инвесторам ... это становится все более сложным."
Дорогой раскол
Питер Харви, управляющий фондом в Schroders, сказал, что стресс разделил рынок на крупные сильные банки и малые учреждения.
"Я думаю, что у меньших, слабых банков вы увидите больше продлений, что, очевидно, раздражает людей", - сказал он, относясь к инвесторам.
Инвесторы облигаций RBI уже не рассчитывают на погашение в середине июня, поскольку банк не успел две недели назад обнародовать свое решение о погашении, сообщили два инвестора облигаций.
RBI, которая попала под пристальное внимание США из-за своего большого бизнеса в России, сказала, что повышенная стоимость выпуска новой облигации сыграла роль в принятии ее решения.
Амортизатор шока
AT1-облигации были разработаны для помощи банкам поглощать потери и учитываться в их капитальных буферах. Но спрос на облигации угасает.
Цены на AT1-облигации достигли трехлетних минимумов во время недавних банковских потрясений, по данным Invesco ETF, отслеживающей рынок.
Цены на рынке AT1-облигаций в миллиардах долларов показывают, что инвесторы ожидают погашения лишь одной десятой облигаций, как обычно, согласно инвестиционному менеджеру Federated Hermes.
Некоторые крупные банки, включая итальянский UniCredit и британский Lloyds, погасили свои облигации.
Но на горизонте уже маячит еще несколько важных сроков погашения. В ближайшие 12 месяцев Societe Generale сталкивается с вызовами на $ 3 миллиарда долга, UBS - на $ 2,5 миллиарда и Santander - на $ 2,3 миллиарда, исходя из заявлений банков.
Это создает дилемму для банков, которым нужно занимать или рефинансировать средства.
Аналитики Morgan Stanley считают, что европейским банкам необходимо выпустить более 400 миллиардов евро AT1-долга в течение следующих трех лет.
Текущая высокая стоимость отпугнет некоторых.
"Альтернативой", - сказал главный экономист J. Safra Sarasin Карстен Юниус, "будет увеличение их собственного капитала, что будет еще более дорогостоящим".