Горячие источники Японии мешают развитию геотермальных электростанций
Старейшая отрасль развлечений становится мощным, но преодолимым препятствием на пути прогресса.
Белый пар поднимается над водами Окухиды Онсенго на снежной северной части Японии. Каждый год тысячи купальщиков из всей страны приезжают сюда, чтобы искупаться в этих священных горячих источниках. По дороге, в то же время, подземные водоносные горизонты используются для новых целей: в прошлом декабре геотермальная электростанция Накао начала использовать пар для генерации электричества. С максимальной мощностью 1 998 киловатт, эта станция могла бы обеспечивать электричеством 4 000 домохозяйств.
Свыше 100 активных вулканов позволяют Японии располагать потенциальными геотермальными ресурсами объемом 23 гигаватта. Это представляло бы стабильное, круглосуточное, нулевое по содержанию углерода энергоснабжение, эквивалентное выработке 23 ядерных реакторов. Но Накао является редкостью – Япония едва ли осваивает свои огромные геотермальные запасы. Пока что использовано только 2% ресурсов, а доля геотермальной энергии в общем электроснабжении страны составляет 0,3%. Япония занимает третье место в мире по геотермальному потенциалу после США и Индонезии, но лишь десятое место по генерации геотермальной энергии, уступая менее обеспеченным странам, таким как Кения. Для страны, тяжело зависящей от импортированной энергии и уже борющейся за выполнение своих обязательств по декарбонизации экономики к 2050 году, это означает упущенную возможность.
Основным препятствием для развития геотермальной энергетики в Японии является обширная и влиятельная отрасль онсенов (горячих источников). Хотя многие геологи считают маловероятным негативное влияние геотермальных электростанций на купальни (которые обычно заполняются намного мельче, чем скважины, которые ищут геотермальные искатели), онсены не убеждены. "Правительство полагается на горячие источники для туризма – что они собираются делать, если горячие источники исчезнут из-за строительства геотермальных электростанций?" - говорит Сато Ёсиясу, вице-президент Японской Ассоциации Онсенов, крупной отраслевой организации, которая противится "беззаконному развитию" геотермальной энергетики. 3 000 курортов с горячими источниками регулярно не давали согласия на развитие. Тот факт, что они глубоко укоренились в японской культуре и привлекают около 130 миллионов посетителей ежегодно, останавливал правительство от решительных действий.
Существуют и другие препятствия для развития геотермальной энергетики. Около 80% резервов Японии находятся в национальных парках. Большая часть Японии – гористая местность, что увеличивает затраты на строительство. Геология подземных слоев также относительно сложна, с слоями твердой породы, через которые трудно пробуриться. В то время как страны, такие как Индонезия, которые производят много геотермальной энергии, обычно имеют относительно большие и хорошо связанные электростанции, японские станции обычно малы и рассеяны. Геотермальная энергия в Японии "обещает", но требует "усердных усилий", говорит Сачио Эхара из Института геотермальной информации, танк-центра, находящегося в Сайтаме, рядом с Токио.
Однако с достаточной политической волей все эти преграды преодолимы, как Япония продемонстрировала в ответ на нефтяной кризис 1970-х годов. Тогда она запустила инициативу, известную как "Проект Солнечный свет", чтобы продвигать альтернативные источники энергии, включая солнечную, водородную и геотермальную. Новая энергетическая и промышленная развития (NEDO), государственное учреждение, созданное в 1980 году в рамках этого усилия, провело общенациональную оценку геотермального потенциала. Несмотря на такое же ожесточенное сопротивление со стороны отрасли онсенов, это привело к строительству десятков геотермальных электростанций по всей стране. К 1996 году было добавлено более 500 МВт генерирующей мощности.
Поскольку цены на нефть стабилизировались и было запущено больше ядерных электростанций, интерес Японии к геотермальной энергии ослаб. Однако авария на ядерной электростанции Фукусима в 2011 году, которая повергла общественное мнение против ядерной энергии, привела к новой вспышке интереса. Сейчас Япония надеется утроить производство геотермальной энергии к 2030 году. Бизнесы и местные правительства рассматривают более 50 возможных мест для строительства новых геотермальных электростанций.
В этой связи правительство также обращает внимание на геотермальные технологии нового поколения. Япония и Соединенные Штаты недавно подписали соглашение о сотрудничестве в геотермальных проектах, включая исследования сверхкритической геотермальной энергетики – технологии, которая включает бурение глубоких скважин для доступа к ультра-горячим жидкостям. NEDO работает над пилотным проектом по сверхкритической геотермальной энергетике и намерена начать крупномасштабную генерацию электроэнергии к 2050 году. Мистер Эхара считает, что такие передовые технологии могут обеспечить более 10% энергетического микса Японии. (Министерство энергетики США стремится получить 8,5% геотермальной энергии в американском энергетическом миксе к 2050 году.)
В краткосрочной перспективе обычные геотермальные электростанции остаются лучшим способом снижения выбросов углерода в Японии. Разработка их становится немного проще. Сроки экологической оценки недавно сократились с более чем десятилетия до восьми лет. Правила развития земель национальных парков были упрощены около десяти лет назад. Что, возможно, еще более обнадеживает, производители геотермальной энергии, такие как Cenergy, которые управляют электростанцией в Накао, разрабатывают свои собственные инновационные способы утихомирить противников. Горячая вода, утилизируемая из турбин электростанции, не возвращается, как обычно, обратно в землю. Она подводится к местным онсенам. Обе стороны находятся в "выигрышной ситуации", говорит Учино Масамитсу, владелец местного онсена. Это сотрудничество также привлекает интерес к использованию горячих вод и другим способам. Некоторые местные жители используют тепло для выращивания тропических фруктов, таких как бананы и питайя. "Геотермальная энергия", восхищается мистер Учино, "открывает столько мечтаний".