Что будет с торговыми центрами после ухода модных брендов
Уход с российского рынка зарубежных модных брендов отразился на посещаемости торговых центров. Трафик в ТЦ Москвы и Санкт-Петербурга стал снижаться. Их управляющие готовы ждать возвращения компаний в течение трех-шести месяцев.
В Москве показатель Mall Index (отражает посещаемость на 1 тысячу квадратных метров торговых площадей) по итогам 11-й недели года (с 14 по 20 марта) оказался на 2,5%, чем тот же индекс годом ранее. В Петербурге снижение составило 13,8%. По сравнению с докризисным 2023 годом падение показателя достигло 22,3% для Москвы и 24,5% для Северной столицы. Такие данные приводят аналитики компании Focus.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Михаил Васильев не исключил, что падение посещаемости связано с закрытием бутиков западных брендов. В столице число посетителей из категории fashion retail, на которую приходится наибольшая часть закрытий, снизилось на 34%, в то время как магазины электроники потеряли только 10%.
По состоянию на 10 марта в качественных торговых центрах Москвы приостановили работу 42% брендов мирового уровня. Особенно это отразилось на крупных ТЦ, где такие марки занимали до 34% торговых площадей. В небольших объектах международные компании арендуют 22% площади.
Управляющий партнер RedStone Индира Шафикова отметила, что торговые центры районного значения мало пострадали. По ее словам, традиционно доля западных сетей на таких объектах минимальна.
При этом ожидается, что в крупных ТЦ падение посещаемости продолжится. Такого мнения придерживается Васильев из Focus, а также президент Baon Илья Ярошенко.
"Ожидаем падение на текущей неделе и в апреле, покупатели потратили существенные суммы на закупку товаров уходящих брендов, сахара, лекарств, средств гигиены", — сказал Ярошенко.
Васильев отметил, что в следующие две недели потребители начнут реагировать на закрытия бутиков, что приведет к новому снижению Mall Index.
Управляющий партнер "Ванчугов и партнеры" Алексей Ванчугов полагает, что торговые центры будут ждать два-четыре месяца, после чего начнут переговоры с зарубежными компаниями о возобновлении работы бутиков либо их окончательном закрытии.
"Закрытие точек продаж приводит к падению посещаемости, это может стать поводом для оставшихся ретейлеров добиваться снижения стоимости аренды", — добавил Ванчугов.
Шафикова подчеркнула, что сейчас управляющие торговыми центрами ведут переговоры о выводе на рынок новых отечественных, китайских и турецких брендов. Однако этот процесс не будет быстрым. На открытие нового магазина требуется около полугода, добавила эксперт.