Российский бизнес оценил риски мировой налоговой реформы
Представитель крупного отечественного бизнеса – Российский союз промышленников – оценил вероятные потери компаний и бюджета от принятия правил глобальной налоговой реформы. Главная опасность – угроза льготным проинвестиционным налоговым преференциям.
Реформа запущена минувшим летом и предусматривает:
- введение эффективного минимального налога, касающегося глобальных прибылей транснациональных структур. Величина налога – 15%.
- Старт – 2023-й;
- обложение прибыли «модернизированным» 15-процентным налогом. Здесь будут задеты интересы крупных российских корпораций (большинства). Отличительная черта новинки – охват структур, генерирующих выручку, превышающую 750 миллионов евро (заметим, этот показатель НЛМК минувшим годом перевалил за 9 миллиардов долларов, а у Evraz – достиг 9.8 миллиарда долларов.
Россия стала подписантом этого плана. Всего в проекте участвует 137 корпораций, компаний. Комитет РСПП, занимающийся налоговыми рисками, уже прикинул последствия отказа РФ от участия в реформе, вынеся вердикт – это бессмысленно. Вот объяснение причины: участвуй, не участвуй в реформе, все равно отечественный бизнес, присутствующий в других юрисдикциях, столкнется с требованиями. Отказ чреват невозможностью впоследствии защитить участников рынка.
Среди ключевых рисков, беспокоящих отечественный бизнес, выделяется зыбкость существующих налоговых льгот, выработанных в России. Таковыми (льготными) являются, например, «специальные инвестиционные контракты», особые экономические зоны. Эксперты констатируют – угроза не прямая – принцип глобального минимального налога не навредит внутри страны. Однако, согласно принятым правилам ОЭСР/G20, государства, разрешившие деятельность российских компаний на своей земле, могут добрать недовыплаченный налог на родине бизнеса, на своей территории. Такие правила фактически нивелируют местные налоговые преференции.
Эксперты считают: вероятно, определенные налоговые льготы юрисдикциями будут отменены, в силу утраты смысла. И вообще, льготные налогообложения со ставками, не превышающими 15-процентной черты, могут быть отменены, что угрожает инвестиционным проектам. Ведь это исключает господдержку. Текущим годом, совокупный объем налоговых расходов, сообщил Минфин РФ, превысил 6.6 триллиона рублей, хотя по налогу на прибыль таки преференции составляют лишь 232 миллиарда. Ликвидация части льготных режимов потребует от государства разработать альтернативные инструменты господдержки. Таковой может стать, например, субсидия, отмечают специалисты. Бездействие государства чревато срывом инвестиционных проектов, что вызовет новую волну недоверия бизнеса.