Справка о составе семьи через Госуслуги
Что такое справка о составе семьи?
Справка о составе семьи — это бумажная выписка, в которой указано, кто прописан в квартире по конкретному адресу и в какой степени родства эти люди состоят (и состоят ли вообще).
Раньше документ оформляли на специальном бланке — форме № 9. А сведения для него брали из домовой книги. Это такой журнал, в котором сотрудники паспортного стола вручную отмечали, кто прописан в квартире или доме. Когда у жилья менялся владелец, его просто вычёркивали из книги, ставили пометку о новом собственнике и заверяли печатью.
Зачем нужна справка о составе семьи?
Раньше такой документ требовали:
- в соцзащите — для оформления выплат и пособий;
- в суде — для назначения алиментов;
- в паспортном столе — чтобы зарегистрировать кого-то в квартире или доме;
- в жилищной инспекции — для участия в программах по улучшению жилищных условий.
Но с введением электронного документооборота в бумажных домовых книгах пропала надобность. Теперь все данные о жильцах хранятся в электронных базах. Поэтому в 2018 году домовые книги, а вместе с ними и справки о составе семьи отменили. Теперь банки, соцзащиты, нотариусы и государственные органы не вправе требовать от граждан такие документы.
Несмотря на это, справка, показывающая, сколько человек зарегистрировано в квартире, до сих пор очень востребована. Например, без справки о составе семьи до сих пор не обходится ни одна сделка по продаже квартиры. Покупатели просят предоставить такой документ собственников жилья для подтверждения «чистоты» сделки. Так можно убедиться, что в квартире не прописаны посторонние, иностранцы или дальние родственники текущих владельцев.
Также справка о составе семьи может пригодиться в судебных разбирательствах — она позволит подтвердить родство и урегулировать споры о наследстве.
Где взять справку о составе семьи?
Так как форма справки о составе семьи больше не используется, заменить её может любой другой документ жилищного учёта. Это может быть копия поквартирной карточки, единый жилищный документ, ордер на квартиру и так далее. В регионах такие документы называют по-разному. Но задача у них одна — подтверждать, сколько людей зарегистрировано в жилом помещении.
Где выдают такие документы? Вариантов несколько:
- в МФЦ;
- в управляющих компаниях;
- в городских администрациях.
Чтобы найти нужную организацию, рекомендуем позвонить в местное отделение МФЦ. Сотрудники центра подскажут, делают ли они такие документы, а если нет — кто выдаёт справки.
Какие документы нужны
В большинстве случаев достаточно только паспорта и документов на жилое помещение, для которого делается запрос. Это может быть свидетельство о регистрации собственности, выписка из ЕГРН или договор купли-продажи.
Можно ли получить справку через Госуслуги
На портале Госуслуг получить справку о составе семьи невозможно, зато можно заказать адресную справку в МВД (опция работает не во всех регионах). Правда, в документе не будет всех сведений о том, кто проживает в квартире. Но такой справки будет достаточно, чтобы подтвердить, что вы или ваш ребёнок живёте по определённому адресу.
Сколько действует справка о составе семьи
Строгого срока годности у справки нет. Однако считается, что чем больше времени прошло с момента её выдачи, тем менее она актуальна.
Поэтому если вы собираетесь покупать жильё на вторичном рынке, обращайте внимание, когда был выдан документ о числе зарегистрированных в квартире граждан. Если справке уже несколько лет, есть вероятность, что данные в ней не соответствуют действительности.
Сколько стоит справка
Справку о составе семьи всегда оформляли бесплатно, по запросу. Сейчас за получение документов о жилищном учёте тоже платить ничего не нужно. Если кто-то предлагает вам оформить такие справки за деньги, будьте внимательны — это мошенники.