В России выросла доля использующих наличные

19 марта 202211 520

Если ранее преимущественно наличными расплачивались 25% россиян, то теперь — 30%. Однако аналитики считают, что о тенденции и смене установок граждан говорить пока рано.

С начала марта в России выросла доля граждан, в основном использующих наличные для оплаты товаров и услуг, говорится в опросе аналитического центра НАФИ.

Аналитики сравнили типичное платежное поведение россиян, то есть то, как они обычно расплачивались в течение последнего года, и поведение в условиях изменившейся социально-экономической ситуации. Они пришли к выводу, что доля расплачивающихся в основном наличными выросла с 25 до 30%. При этом доля тех, кто сообщил, что расплачивается только наличными, выросла на 3 п.п. (с 9 до 12%), доля тех, кто ответил «чаще наличными» на вопрос о повседневной оплате, — на 2 п.п. (с 16 до 18%).

Опрос НАФИ проводился в марте, в нем приняли участие 1,6 тыс. человек старше 18 лет из 53 регионов России.

Соответственно, доля тех, кто использует преимущественно безналичную оплату, сократилась, следует из опроса НАФИ. Если до изменения социально-экономической ситуации безналичную оплату предпочитали 72%, то после изменения — 68%. При этом доля тех, кто пользуется только безналичной оплатой, выросла (до — 13%, после — 17%). А вот тех, кто использует «чаще безналичные платежи», стало меньше: 59% до изменения ситуации и 51% — после.

В НАФИ отмечают, что незначительное сокращение доли безналичных платежей и роста оплаты наличными наблюдается во всех социально-демографических группах, но наиболее характерен он для самой экономически активной группы россиян — от 25 до 44 лет.

Директор направления исследований цифровой экономики НАФИ Лейсан Баймуратова считает, что говорить о тенденции отказа россиян от безналичной оплаты пока рано. «В России очень высокий уровень использования безналичной оплаты, и установки людей, которые привыкли расплачиваться безналичными способами, вряд ли будут меняться, — полагает эксперт. — Все платежи внутри страны с использованием пластиковых карт проходят без каких-либо затруднений, а сложности есть только при бесконтактной оплате со смартфонов и оплате в зарубежных интернет-магазинах».

В начале декабря 2023 года безналичный способ оплаты, по данным опроса ВЦИОМ, предпочитали 45% россиян. 28% сообщили, что в равной степени пользуются наличными и безналичными способами оплаты, а 26% предпочитают бумажные деньги.

Исследование тогда показало, что половина россиян не готова отказаться от использования наличных: 47% отрицательно отнеслись к идее запретить оплату бумажными деньгами, оставив карточные платежи или онлайн-переводы, 26% оценили предложение положительно.

Из-за западных санкций россияне в основном потеряли возможность оплачивать покупки и услуги внутри России с помощью сервисов бесконтактной оплаты Apple Pay и Google Pay. Карты платежных систем Visa и MasterCard, выпущенные российскими банками, не принимаются за границей и не работают при оплате на сайтах зарубежных компаний.

Обсудить в комментариях (0)
Нравится: +22765
Новое на сайте:
Как налоговая политика формирует корпоративные финансы: экспертный анализ
24 августа 20231 658
Этот материал исследует, как изменения в налоговой политике влияют на корпоративные финансы, и делает акцент на...
Как оценить финансовое здоровье компании? Глубокое погружение в ключевые показатели
24 августа 20231 777
Эта статья представляет собой глубокое погружение в мир финансовых показателей, которые определяют здоровье компании....
Что такое IPO и как это влияет на финансовый рынок
18 июня 20231 873
В этой статье мы рассматриваем понятие IPO, его важность для финансового рынка и последствия для компании, проводящей...
Этичное инвестирование: Как сочетать прибыль с ответственностью
18 июня 20231 949
Эта статья погружает вас в концепцию этичного инвестирования. Вы узнаете о его принципах, практике и значении в...
Искусство в качестве инвестиции: картина нового мира финансов
10 июня 20231 739
Эта статья представляет альтернативный взгляд на инвестирование, фокусируясь на инвестициях в искусство. Мы...