Выгода Китая от экономического передела мира
Третьи страны могут выиграть от экономического противостояния Украины с Россией. Но особенный куш в этом глобальном переделе получит Китай как крупнейшая экономика в мире. Выгоды у Пекина буквально во всем – он может превзойти Запад и на сырьевых, и на финансовых рынках, и даже в сфере авиаперевозок.
Во-первых, бенефициаром геополитики может стать китайская платежная система Union Pay. Семь крупных российских банков уже заявили о планах присоединиться к этой платежной системы после отказа MasterCard и Visa осуществлять платежи за границей.
Внутри страны западные системы работу не прекращают, но заграничные операции – остановили. Для внутренних операций у России есть собственная платежная система «Мир». Картой «Мир» можно расплачиваться даже в ряде зарубежных стран, но их число пока невелико. Тогда как карты с китайской платежной системой принимают в 180 странах мира. «Мир» будет стремиться расширять список зарубежных партнеров. Со временем место MasterCard и Visa как за рубежом, так и внутри России могут занять именно эти две платежные системы – китайская и российская. Тогда усиливающаяся конкуренция двух игроков приведет к удешевлению услуг по транзакциям и обслуживанию карт, которые на первых порах, скорее всего, вырастут.
Во-вторых, выгоду получит китайская банковская система. Отказ Запада кредитовать российские банки и вкладываться в российские активы также открывает возможности для Китая. После 2014 года Пекин уже начал кредитовать российские банки, теперь доступ к западным рынкам капитала закрылся окончательно – а значит, спрос на займы в Китае может резко вырасти. Азиатские деньги изначально были дороже, чем западные. Но отсутствие альтернатив ускорит переориентацию финансового рынка.
В-третьих, в плюсе окажется китайский юань. Перекрытие доступа к доллару и евро создает дефицит западной валюты у Центрального банка России и российских банков. Поэтому операции с этими валютами в России ограничиваются для всех. Российские банки, компании, биржевые инвесторы и простые россияне могут обратить свое внимание на китайский юань. По данным МВФ, юань является пятой по величине резервной валютой в мире. Центральные банки держат резервы в юанях на 319 млрд долларов (данные на третий квартал 2023 года). ЦБ РФ держал 13% своих резервов в юанях – и это стало спасением, потому что резервы в долларах и евро заморожены Западом. В нашей копилке осталось только золото да юань.
Юань может заменить доллар и евро и в международных расчетах российских компаний с зарубежными партнерами. В начале марта в китайском госбанке с филиалом в Москве наблюдался всплеск от российских фирм, желающих открыть новые счета, указывал Reuters.
Валюта Поднебесной сейчас не такая ликвидная, как доллар или евро, но она в условиях текущего кризиса оказалась более стабильной, чем западные валюты. Волатильность доллара и евро в разы превышает волатильность юаня по отношению к рублю. Китайская валюта тоже растет к рублю, но скачок не такой резкий, как у доллара. А переориентация России на юань поможет китайской валюте повысить ее ликвидность в перспективе.
В-четвертых, товарооборот с Россией будет продолжать ставить исторические рекорды. Китай является крупнейшим торговым партнером России. В прошлом году торговля между странами стала рекордной и достигла почти 147 млрд долларов (рост на 36%). Это данные Главного таможенного управления КНР. В этом году можно ожидать нового рекорда. По крайней мере, в январе и феврале 2023 года двусторонняя торговля выросла почти на 39%. Это самый высокий показатель роста за первые два месяца любого года с 2010 года.
Ранее главы России и Китая ставили план увеличить товарооборот до 200 млрд долларов к 2024 году, в том числе за счет интернет-торговли. Но в свете событий торговля с Китаем может начать расти намного быстрее прежних ожиданий.
Пятый выигрыш – еще больше китайских потребительских товаров придет на российский рынок. При дефиците доллара и евро, на которые приобретаются импортные товары, еще более актуальной станет китайская одежда, товары повседневного спроса, в том числе детские игрушки, которые и так часто произведены в Китае.
«На отечественном рынке непродовольственных потребительских товаров доля импорта составляла 75%. На рынке обуви одна китайская продукция занимала 60% (в натуральном выражении). В складывающихся условиях логично ожидать увеличения поставок потребительских товаров из Китая: одежды, обуви, игрушек, текстиля, мебели. Импорт китайских продовольственных товаров может существенно возрасти за счет плодоовощной продукции, рыбы и морепродуктов», – отмечает Мария Долгова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Плеханова.
Шестое – в выгодном положении окажутся китайские автопроизводители, которых когда-то давно Россия сильно недолюбливала. «На фоне дефицита машин других брендов, продажи китайских легковых автомобилей еще в 2023 году удвоились», – говорит Долгова. В этом году продажи как китайских машин, так и автозапчастей продолжат расти. Этому будут способствовать нехватка запасных частей и снижение платежеспособного спроса, дополненные санкциями, а также волатильность валютного курса, отмечает Долгова.
По данным «Автостата», в январе 2023 года доля китайцев на рынке новых легковых машин выросла почти до 10%, тогда как год назад (в январе 2021-го) она была вдвое меньше – всего 4,8%. В целом по прошлому году она составила 7,5%. Продажи машин китайских марок продолжают идти против рынка, который падает. Доля китайского бренда Chery выросла до 3,3%, Haval – 3,1%, Geely – 2,1%.
Китай, скорее всего, поможет россиянам и с ремонтом автомобилей западных брендов. «Не для всех, но для основной массы автомобилей львиную долю запчастей можно заменить китайскими аналогами», – указывает Ананьев.
Седьмой выигрыш – Китай может получить все то российское энергетическое и другое сырье, от которого откажется Европа.
Пекин с удовольствием купит всю нефть и весь уголь, от которой потенциально откажется Европа. Технически осуществить такие поставки морем будет несложно. Тем более, что цена на них будет привлекательна для Китая.
То же самое касается металлов и другого сырья. «Китаю интересно все сырье, так как своего ему не хватает», – говорит Ананьев. За последние пять лет Китай уже удвоил закупки российских энергоносителей почти до 60 млрд долларов, указывал Bloomberg.
Более серьезные проблемы могут возникнуть с газом, который ориентирован для поставок в Европу. Для его транспортировки в Китай потребуется построить новую инфраструктуру, что займет много времени и денег.
Восьмой плюс – китайские инвесторы могут активизироваться и вложиться в российские компании с дисконтом, ведь места на российском рынке освобождаются от конкурентов. На фоне бегущих западных гигантов из России (BP, Exxon, Equinor) Китай может стать главным инвестором, в том числе в нефтегазовые компании России (но не только). Уже появилась информация, что Китай ведет переговоры со своими государственными энергетическими и сырьевыми компаниями о возможном приобретении пакетов акций российских энергетических и сырьевых компаний, таких как Газпром и «Русал», сообщил Bloomberg со ссылкой на источники.
Девятый выигрыш – роль Китая как обходного пути для России будет только набирать обороты. То есть Китай может стать тем посредником, через который Россия будет доставать необходимые западные комплектующие с оплатой маржи третьей стороне.
Но надо понимать, что рисковать своими экономическими интересами ради России Китай не будет. С Китаем, как и с любым другим партнером, надо быть начеку.
«Как государственные структуры, так и бизнес в Китае очень прагматичны. Они будут скрупулезно оценивать все потенциальные выгоды и потери от сотрудничества с российскими партнерами.
Это касается как экспорта из Китая, так и российского импорта в эту страну. Если угрозы санкций со стороны третьих стран за сотрудничество с Россией, по их мнению, будут реальны, то это может перевесить все выгоды от него», – считает Мария Долгова.
«Могут быть проблемы с приходом высокотехнологичного китайского бизнеса, в том числе из-за риска вторичных санкций. США установили запрет на экспорт в Россию ряда видов высокотехнологичного оборудования, в том числе полупроводников, не только непосредственно из США, но и из любой страны, где продукция производится с использованием американских комплектующих и технологий – для таких поставок потребуется разрешение американских регуляторов. «Нарушители» могут подвергнуться серьезным штрафам или даже лишиться доступа к американскому рынку», – указывает руководитель отдела макроэкономического анализа Ольга Беленькая.
В четверг представитель Росавиации Валерий Кудинов сделал неожиданное заявление, что Китай отказал России в поставках авиазапчастей, поэтому придется искать альтернативных поставщиков в Индии и Турции.
Китай может получить другую выгоду от обмена санкционными ударами в сфере авиации Европы и России – это десятый пункт. Во-первых, китайские авиакомпании могут заработать на транссибирских маршрутах.
«Для европейцев пролет над российской территорией запрещен. А это самый короткий и выгодный маршрут из Европы в Азию и обратно. Европейским компаниям придется облетать российскую территорию, поэтому грузоотправители и пассажиры уйдут туда, где дешевле – к азиатским перевозчикам, в том числе к китайским.
Азиатские перевозчики могут себе полностью забрать рынок перевозок пассажиров и грузов из Европы в Азию и озолотиться на этом», – говорит Роман Гусаров. Во-вторых, если у России возникнут проблемы с дальнемагистральным флотом и российские перевозчики не смогут летать на дальние расстояния внутри страны и за рубежом, то эти маршруты также с радостью примут на себя китайские авиакомпании.
Конечно, китайцы будут подсчитывать риски от сотрудничества с Россией и будут стараться избегать попадания под вторичные санкции.