В России оценили последствия «сверхжестких» санкций против авиаотрасли
Эксперты рассказали, как санкции Запада скажутся на российской авиационной отрасли.
Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий отметил, что решение ЕС о запрете аренды, ремонта и обслуживания самолетов для России «не имеет прецедентов по своим масштабам в истории международного авиализингового бизнеса». Специалист считает, что санкции будут иметь тяжелые последствия и для европейских компаний: российский рынок сбыта для них довольно крупный. Оперативно они смогут найти клиентов только на грузовые самолеты. Пристроить остальные борта будет трудно из-за сохраняющихся в Европе антиковидных ограничений и невосстановленного авиасообщения.
Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов согласен, что санкции в транспортной сфере «выглядят сверхжесткими». По его словам, в России достаточно большой и современный парк, который может эксплуатироваться продолжительное время без модернизации. Но в принятом виде глобальную угрозу представляет пункт о запрете техобслуживания и поставки запчастей и комплектующих для авиапроизводства. Ни одна страна в мире не производит всего комплекса деталей и механизмов, требующихся для производства самолета.
«Везде в мире налажена производственная кооперация, всем нужно что-то докупать. И для SSJ-100, и для МС-21 закупалось большое количество комплектующих»,- сказал он.
По словам эксперта, предыдущие санкционные ограничения серьезно стимулировали российских производителей, которые продвинулись в авионике или производстве композитов.
Борисов не исключил сценария, при котором российские власти решат удержать парк внутри РФ: «Без самолетов оставлять страну никто не будет, и такая вероятность сохраняется».
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отметил, что перед российской авиаотраслью встает проблема страхового рынка, у участников которого не хватает ресурсов, чтобы взять все риски страхования авиакомпаний и авиа-КАСКО. Он пояснил, что в авиабизнесе страхование ответственности перед третьими лицами требует весьма крупного лимита покрытия.
«Поэтому можно с уверенностью можно утверждать, что введение этих санкций означает паралич гражданской авиации России, по крайней мере в краткосрочной перспективе», — сказал Пантелеев.
Не исключено, что власти издадут документы, которые позволят компаниям не вывозить суда из РФ. Источники в авиакомпаниях отмечают, что подобная конфискация бортов означала бы полный разрыв отношений и «самоубийство»: в будущем ни один лизингодатель не даст такой компании свои самолеты.